Изменения в законодательстве в области государственного земельного надзора
Полномочия отдела земельного надзора
Отдел надзора земель сельскохозяйственного назначения является структурным подразделением Управления и осуществляет функцию по надзору в сфере обеспечения плодородия почв, земельных отношений в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 утверждено «Положение о государственном земельном надзоре», которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора.
1. Отдел осуществляет государственный земельный надзорза соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами:
2. Проведение административного расследования по фактам нарушения земельного законодательства.
3. Организация и осуществление административного обследования объекта земельных отношений.
4. Осуществление мероприятий, направленных на возмещение вреда, причиненного почвам.
5. Выполнением иных требований земельного законодательства по
вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
6. Организация и осуществление плановых (рейдовых) осмотров
Функции Отдела
1. Организация и осуществление мероприятий по надзору за соблюдением требований по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения.
2. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства.
3. Своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок.
4. Формирование и ведение реестров и баз данных, необходимых для осуществления возложенных полномочий.
Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по Государственному земельному надзору
требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Мероприятия, проводимые в рамках Государственного земельного надзора
Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
Земельный Кодекс РФ, Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок (далее также в настоящей статье - ежегодный план), утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:
Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.
Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи, не требуется.
Также Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации введена статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений.
В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений - исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Должностные лица в ходе проведения административного обследования самостоятельно, без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа на обследуемые объекты, осуществляют анализ полученной информации. В приоритетном порядке обследование осуществляется в отношении сельскохозяйственных угодий, земель, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015г. № 251 утверждены Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений и форма акта обследования объекта земельных отношений. Правила устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений. Результаты обследования, в случае выявления по его итогам признаков нарушений земельного законодательства за которые предусмотрена административная или иная ответственность, оформляются актом административного обследования.
Если по результатам обследования признаков нарушений земельного законодательства не установлено, то по итогам составляется заключение об отсутствии нарушений.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений используются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 октября 2015 г. № 475утвержден Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
Плановые (рейдовые) осмотры, обследования, предусмотренные настоящим Порядком, проводятся в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», (в пределах, предусмотренных статьей 13.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ).
Предметом плановых (рейдовых) осмотров является выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе:
Плановые (рейдовые) осмотры, обследованияпроводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и (или) ее территориальных органов.
Меры ответственности при несоблюдении требований земельного законодательства: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьями КоАП РФ:
ч. 2 ст. 8.8 «неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного
указанным Федеральным законом»
Физическое лицо - Штраф от 0,3 до
0,5 % кадастровой стоимости з/у, но не менее 3 000 руб. Должностное лицо - Штраф от 0,5 до 1,5 % кадастровой стоимости з/у, но не менее 50 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 0,5 до 1,5 % кадастровой стоимости з/у, но не менее 50 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 2 до 10% кадастровой стоимости з/у, но не менее 200 000 руб
Ст. 10.9. «проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ»
Физическое лицо - Предупреждение или штраф от 1 500 до 2 000 руб
Должностное лицо - Штраф от 3 000 до 4 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 3 000 до 4 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 30 000 до 40 000 руб.