Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Земельный надзор

Изменения в законодательстве в области государственного земельного надзора

Полномочия отдела земельного надзора

Отдел земельного надзора является структурным подразделением Управления и осуществляет функцию по надзору в сфере обеспечения плодородия почв, земельных отношений в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 утверждено «Положение о государственном земельном надзоре», которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора.

1. Отдел осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением органами государственной власти, органамиместного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами:

  • требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  • требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
  • требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
  • требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
  • обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; (пп. "5" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2016 N 1369)
  • предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
  • требований по защите земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами.

2. Проведение административного расследования по фактам нарушения земельного законодательства. 
3. Организация и осуществление административного обследования объекта земельных отношений.
4. Осуществление мероприятий, направленных на возмещение вреда,  причиненного почвам. 
5. Выполнением иных требований земельного законодательства по
вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

6. Организация и осуществление плановых (рейдовых) осмотров

Функции Отдела

1. Организация и осуществление мероприятий по надзору за соблюдением  требований по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения.
2. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства.
3. Своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок.
4. Формирование и ведение реестров и баз данных, необходимых для осуществления возложенных полномочий.

Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по Государственному земельному надзору

  • требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

  •  требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

  • требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

  • требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

  • предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.  

Мероприятия, проводимые в рамках Государственного земельного надзора

Государственный земельный надзор осуществляется в форме:

  • проведения плановых и внеплановых проверок;

Земельный Кодекс РФ, Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.

Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок (далее также в настоящей статье - ежегодный план), утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.

Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

  • предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
  • выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
  • поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи, не требуется.

Также Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации введена статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений.

В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений - исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

Должностные лица в ходе проведения административного обследования самостоятельно, без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа на обследуемые объекты, осуществляют анализ полученной информации. В приоритетном порядке обследование осуществляется в отношении сельскохозяйственных угодий, земель, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015г. № 251 утверждены Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений и форма акта обследования объекта земельных отношений. Правила устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений. Результаты обследования, в случае выявления по его итогам признаков нарушений земельного законодательства за которые предусмотрена административная или иная ответственность, оформляются актом административного обследования.
Если по результатам обследования признаков нарушений земельного законодательства не установлено, то по итогам составляется заключение об отсутствии нарушений.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений используются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 октября 2015 г. № 475утвержден Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
Плановые (рейдовые) осмотры, обследования, предусмотренные настоящим Порядком, проводятся в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», (в пределах, предусмотренных статьей 13.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ).

Предметом плановых (рейдовых) осмотров является выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе:

  • снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  • невыполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
  •  неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
  •  невыполнение требований в области мелиорации земель;

Плановые (рейдовые) осмотры, обследованияпроводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и (или) ее территориальных органов.


Меры ответственности при несоблюдении требований земельного законодательства: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица несут административную ответственность, предусмотренную  статьями КоАП РФ:

ч.1 ст. 8.6  «самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы»
Физическое лицо - Штраф от 1 000 до 3 000 руб.
Должностное лицо - Штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 30 000 до 50 000 руб.

ч. 2 ст. 8.6  «уничтожение плодородного слоя почвы, а ровно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами
производства и потребления»
Физическое лицо - Штраф от 3 000 до 5 000 руб.
Должностное лицо - Штраф от 10 000 до 30 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 20 000 до 40 000 руб. или или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо - Штраф от 40 000 до 80 000 руб.или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 2 ст. 8.7 «невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель»
Физическое лицо - Штраф от 20 000 до 50 000 руб.
Должностное лицо - Штраф от 50 000 до 100 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 50 000 до 100 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 400 000 до 700 000 руб.

ч. 2 ст. 8.8 «неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного
указанным Федеральным законом»
Физическое лицо - Штраф от 0,3 до
0,5 % кадастровой стоимости з/у, но не менее 3 000 руб. Должностное лицо - Штраф от 0,5 до 1,5 % кадастровой стоимости з/у, но не менее 50 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 0,5 до 1,5 % кадастровой стоимости з/у, но не менее 50 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 2 до 10% кадастровой стоимости з/у, но не менее 200 000 руб

Ст. 10.9. «проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ»
Физическое лицо - Предупреждение или штраф от 1 500 до 2 000 руб
Должностное лицо - Штраф от 3 000 до 4 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 3 000 до 4 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 30 000 до 40 000 руб.

ч. 2 ст.10.10 «повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения"
Физическое лицо - штраф от 1 000 до 1 500 руб
Должностное лицо - Штраф от 2 000 до 3 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 2 000 до 3 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 20 000 до 30 000 руб.

ч. 3 ст.10.10 «сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель» 
Физическое лицо - штраф от 1 000 до 1 500 руб
Должностное лицо - Штраф от 1 500 до 2 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 1 500 до 2 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 10 000 до 20 000 руб.
ст. 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Физическое лицо - штраф от 1 000 до 1 500 руб
Должностное лицо - Штраф от 2 000 до 3 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 мес. до года
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 2 000 до 3 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 мес. до года
Юридическое лицо - Штраф от 50 000 до 100 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч.1 ст.19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль
Физическое лицо - Предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб.
Должностное лицо - Штраф от 2 000 до 4 000 руб.

ст. 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля
Физическое лицо - Предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб.
Должностное лицо - Штраф от 2 000 до 4 000 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 2 000 до 4 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 5 000 до 10 000 руб.

ч. 25 ст.19.5 Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства
Физическое лицо - штраф от 10 000 до 20 000 руб
Должностное лицо - Штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 100 000 до 200 000 руб.

ч. 26 ст.19.5 Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Физическое лицо - Штраф от 30 000 до 50 000 руб
Должностное лицо - Штраф от 70 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 70 000 до 100 000 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 200 000 до 300 000 руб.

ст.19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Должностное лицо - Штраф от 4 000 до 5 000 руб

ст. 19.7 Непредставление сведений
Физическое лицо - Предупреждение или штраф от 100 до 300 руб.
Должностное лицо - Штраф от 300 до 500 руб.
Индивидуальный предприниматель - Штраф от 300 до 500 руб.
Юридическое лицо - Штраф от 3 000 до 5 000 руб.