Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
236023 г. Калининград, Советский пр-т, 188 в
8 (4012) 99-01-50, 99-01-51ф
RSHN_kaliningrad@mail.ru

Горячие линии
меркурий-вход.png  zerno.jpg 993e939286e80375fed7f099f09ab0bc.jpg КЛОП.jpg
Пал травы  Перевозка животных 


 

Руководство по соблюдению обязательных требований по направлениям деятельности

Руководство по соблюдению обязательных требований по направлениям деятельности

Ветеринарный надзор

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере содержания животных, производства, переработки, хранения, реализации продуктов, подконтрольных госветнадзору необходимо знать и соблюдать установленные требования законодательства. Обязанность эта установлена Законом РФ «О ветеринарии» от 14 мая 1993г № 4979-1 и другими федеральными законами.

Основные нарушения, выявленные Управлением при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Предприятия по убою
Бытовые помещения для производственных рабочих не оборудованы по типу санпропускника
Покрытие территории предприятия неровное, водопроницаемое
Отсутствие дезбарьеров при въезде /выезде
Несвоевременный вывоз отходов ТБО
Захламленность/засоренность территории
Базы предубойного содержания животных имеет неудовлетворительное состояние (стены, полы, потолки и т.д. имеют выбоины, щели)
Пересечение транспортных путей
Вешала, подвесные пути имеют коррозийное состояние
Отсутствие стерилизаторов для мелкого инвентаря
Неполное оснащение раковин (количество раковин не соответствует требованиям)
Пересечение поток сырья и готовой продукции
Отсутствие идентификации (голова, туша, субпродукты)
Отсутствие документов, подтверждающих предубойную выдержку животных (время)
Отсутствие/несоблюдение кратности химико-бактериологических исследований воды, подтверждающими исследование воды, используемой на предприятии, на соответствие требованиям, предъявляемым к воде питьевой, бактериологических исследований смывов с технологического оборудования, инвентаря, производственной тары, санитарной одежды, рук рабочих, микробиологического контроля холодильных камер
Отсутствуют/ведутся не систематически или с опечатками журналы учета
Предприятия не имеют двухмесячного запаса дезсредств
Имеются лекарственные препараты с истекшим сроком годности
Отсутствие разделения тары/ящиков для каждого вида сырья
Мясоперерабатывающие предприятия
Бытовые помещения для производственных рабочих не оборудованы по типу санпропускника (включая отсутствие галерей/переходов к основным производственным цехам)
Покрытие территории предприятия неровное, водопроницаемое
Пересечение транспортных путей
Отсутствие дезбарьеров при въезде /выезде
Несвоевременный вывоз отходов ТБО
Захламленность/засоренность территории
Отсутствие стерилизаторов для мелкого инвентаря
Неполное оснащение раковин (количество раковин не соответствует требованиям)
Пересечение потоков сырья и готовой продукции
Отсутствие/несоблюдение кратности химико-бактериологических исследований воды, подтверждающими исследование воды, используемой на предприятии, на соответствие требованиям, предъявляемым к воде питьевой, бактериологических исследований смывов с технологического оборудования, инвентаря, производственной тары, санитарной одежды, рук рабочих, микробиологического контроля холодильных камер
Отсутствуют/ведутся не систематически или с опечатками журналы учета
Предприятия не имеют двухмесячного запаса дезсредств
Отсутствие/нарушение прослеживаемости от сырья до готовой продукции
Оформление ветеринарных сопроводительных документов с нарушениями (неполное указание адреса следования продукции, неоформление документа при смене владельца без перемещения продукции и т.д.)
Отсутствуют/ведутся не систематически или с опечатками журналы учета
Имеются лекарственные препараты с истекшим сроком годности
Молокоперерабатывающие предприятия
Фальсификация жировой фазы масла сливочного из коровьего молока жирами немолочного происхождения
Бытовые помещения для производственных рабочих не оборудованы по типу санпропускника Покрытие территории предприятия неровное, водопроницаемое
Несвоевременный вывоз отходов ТБО
Захламленность/засоренность территории
Рыбоперерабатывающие предприятия
Бытовые помещения для производственных рабочих не оборудованы по типу санпропускника (включая отсутствие галерей/переходов к основным производственным цехам)
Покрытие территории предприятия неровное, водопроницаемое
Несвоевременный вывоз отходов ТБО
Использование инвентаря из дерева
Предприятия по хранению животноводческой продукции (склады, холодильники, базы)
Бытовые помещения для производственных рабочих не оборудованы по типу санпропускника (включая отсутствие галерей/переходов к основным производственным цехам)
Покрытие территории предприятия неровное, водопроницаемое
Несвоевременный вывоз отходов ТБО
Захламленность/засоренность территории
Отсутствуют/ведутся не систематически или с опечатками журналы учета
Хранение навалом, без отступов от стен и приборов охлаждения, без проходов
Предприятия по содержанию животных:
МТФ
Ферма не огорожена
Отсутствуют/не соответствуют требования дезбарьеры при въезде/выезде
Территория незаасфальтирована
Захламленность/засоренность территории
Отсутствие санитарного пропускника/не соответствует требованиям
Дезванночки при входе/выходе из помещений не соответствуют требованиям
отсутствие карантинного отделение/не соответствует требованиям
Отсутствуют специально промаркированные емкости для сдаивания первых кружек молока
Не регистрируются параметры микроклимата
Отсутствуют/ведутся не систематически или с опечатками журналы учета
Неудовлетворительное состояние помещений (стен, потолков, полов)
Отсутствует помещение для стирки/сушки рабочей одежды (домашняя стирка)
Отсутствуют исследования воды
Прохождение медосмотра нерегулярное/неполное
Отсутствие скотомогильника, биотермической ямы или иных условий для утилизации биологических отходов
Имеются лекарственные препараты с истекшим сроком годности
Зверохозяйства
Отсутствует металлическая тара для доставки трупов
Рыба для кормовых целей хранится в холодильниках без отступов
Отходы при приготовлении кормов (рыбные отходы) утилизируются в нарушение требованиям
Имеются лекарственные препараты с истекшим сроком годности
Свиноводческие предприятия
Нарушение принципов компартментализации (в случае наличия уровня)
Отсутствие ограждения
Отсутствие дезбарьеров
Отсутствие санпропускников
Территория незаасфальтирована
Имеются лекарственные препараты с истекшим сроком годности
Не регистрируются параметры микроклимата
Отсутствуют/ведутся не систематически или с опечатками журналы учета
Неудовлетворительное состояние помещений (стен, потолков, полов)
Отсутствует помещение для стирки/сушки рабочей одежды (домашняя стирка)
Отсутствуют исследования воды
Прохождение медосмотра нерегулярное/неполное
Ветеринарные клиники и аптеки
Отсутствуют/ведутся не систематически или с опечатками журналы учета
Нарушение условий хранения
Имеются лекарственные препараты с истекшим сроком годности
Отсутствие карантинной зоны для лекарственных препаратов с истекшим сроком годности
Разработаны нормативные документы с указанием обязательных требований как для конкретных видов предприятий, так и содержащие общие требования в сфере ветеринарии.
В соответствии со статьей 13 Закона "О ветеринарии": Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
Согласно статьи 15: Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований
Согласно статьи 18 Закона: Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В целях предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере реализации, переработки и хранения продукции животного происхождения (предприятия розничной и оптовой торговли продукцией животного происхождения. перерабатывающие предприятия, предприятия общественного питания, осуществляющих услуги по организации питания)
необходимо соблюдать требования, установленные:
- п. 1, п.п.1., ст. 14, п.п.7,9,12 ст.17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:
Планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать: возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря;
При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
- п.65, 67 ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции":
Молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011) и дополнительным требованиям настоящего технического регламента.
На каждую единицу групповой, многооборотной или транспортной упаковки молока или молочной продукции наносится маркировка, содержащая следующую информацию для потребителей:
а) товарный знак (торговая марка) (при наличии);
б) масса нетто (масса брутто - на усмотрение изготовителя);
в) номер партии молока или молочной продукции;
г) предупредительные надписи или манипуляционные знаки (например: "беречь от солнечных лучей", "ограничение температуры", "беречь от влаги", "скоропортящийся груз") - наносятся избирательно в соответствии с режимами хранения и транспортирования молока или молочной продукции;
д) состав продукта - для молока или молочной продукции, расфасованной непосредственно в транспортную тару;
е) обозначение стандарта или технического документа изготовителя, в соответствии с которым производится продукт переработки молока - для молока или молочной продукции, расфасованной непосредственно в транспортную тару (для молока или молочной продукции, ввозимой из третьих стран, допускается не указывать).
- п.2 ст.3 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29- ФЗ от 02.01.2000г:
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
не соответствуют требованиям нормативных документов;
имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
- п.п. 2, 3, 7, 10 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» № 589 от 27.12.2016г:
Ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2016 г., регистрационный N 41118), из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Оформление ВСД осуществляется при:
производстве партии подконтрольного товара;
перемещении (перевозке) подконтрольного товара;
переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
В целях предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности по содержанию, разведению животных и птицы на сельскохозяйственных предприятиях необходимо руководствоваться правилами, разработанными для соответствующих предприятий ("Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации", утв.Приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 N 114, Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утв. Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986г., "Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках)", утв. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 03.04 2006. N 104, Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм колхозов, совхозов и подсобных хозяйств, утв. Госагропромом СССР 29.09.1986 и др.), а также другими нормативными документами.
При этом, территория производственных помещений должна быть обнесена изгородью, при въезде на территорию предприятия размещается крытый, обогреваемый зимой дезбарьер для автотранспорта, дезковрики и ветеринарно-санитарный пропускник для персонала.
Во исполнение «Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора» от 15.07.2002г. № 13-52/0525, на всей территории, в производственных и подсобных помещениях ферм проводят профилактическую дезинфекцию в соответствии с действующими инструкциями.
В целях предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере производства и реализации молока и молочной продукции,
необходимо соблюдать требования, установленные:
- п.46, п.85 ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции":
Организация производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства молока и молочной продукции, технологическое оборудование и инвентарь, используемые в процессе производства молока и молочной продукции, условия хранения и удаления отходов производства молока и молочной продукции, а также вода, используемая в процессе производства молока и молочной продукции, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011).
В соответсвии со статьей 14 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011):
Части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям:
1) поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа;
2) поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции;
3) потолки или при отсутствии потолков внутренние поверхности крыш и конструкции, находящиеся над производственными помещениями, должны обеспечивать предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц потолков или таких поверхностей и конструкций и способствовать уменьшению конденсации влаги.
Сырое молоко, сырое обезжиренное молоко, сырые сливки, реализуемые физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, юридическими лицами для переработки, должны сопровождаться товаросопроводительной документацией, содержащей следующую информацию:
а) наименование (сырое молоко, сырое обезжиренное молоко, сырые сливки);
б) показатели идентификации, установленные в приложениях N 6 и 7 к техническому регламенту, при возможности их определения;
в) наименование и местонахождение изготовителя сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок (юридический адрес, включая страну, адрес места производства сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок (при несовпадении с юридическим адресом));
г) объем сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок (в л) или масса (в кг);
д) дата и время (часы, минуты) отгрузки сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок;
е) температура при отгрузке (°С) сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок;
ж) номер партии сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок.
В целях предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, необходимо соблюдать требования, установленные Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1081, «Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения» № 145 от 15.04.2015г.
Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые должны иметь лицензию на фармацевтическую деятельность.
Помещения для хранения лекарственных препаратов должны соответствовать установленным требованиям, в частности: внутренние поверхности помещения для хранения лекарственных средств (стены, перегородки, потолок, пол) должны быть гладкими для возможности проведения влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств; помещения должны быть оснащены системой электроснабжения, отопления и вентиляции, а также оборудованием, позволяющим обеспечить температурные и влажностные режимы хранения лекарственных средств в соответствии с условиями хранения, для хранения термолабильных лекарственных препаратов в помещении должен быть холодильник в исправном техническом и удовлетворительном санитарном состоянии, также помещение должно быть оборудовано пронумерованными и промаркированными стеллажами, шкафами.
В целях исключения нахождения в обороте фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных препаратов для ветеринарного применения необходимо вести строгий учет лекарственных средств, контролировать сроки годности, поступающие в обращение лекарственные препараты необходимо проверять на наличие в Государственном реестре лекарственных средств для ветеринарного применения, отслеживать информацию об обнаружении контрафактных, недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов, размещаемую Федеральной службой и Управлением Россельхознадзора по Ярославской области в сети Интернет и других источниках.   
Разъяснения о новых требованиях нормативных правовых актов.
С 31 марта 2017 года вступили в силу Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 551 от 13 декабря 2016 года (далее по тексту – Правила).
Правила устанавливают требования к условиям содержания крупного рогатого скота в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию крупного рогатого скота, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов КРС включительно, а также организациями, содержащими более 500 голов КРС.
 В документе прописаны определенные условия для строительства и размещения предприятий КРС, возможности благоустройства фермы и порядок ввода животных. Размеры санитарно-защитной зоны, отделяющей предприятие от ближайшего жилого района. Кроме того, Правилами установлено, что при содержании КРС в хозяйствах совместно с другими видами животных (овцы, козы, свиньи) здание в котором содержатся животные, делится на изолированные помещения для каждого вида животных. В хозяйствах не допускается содержание и выпас КРС на территориях бывших и действующих полигонов твердых бытовых отходов, скотомогильников, предприятий по обработке кожевенного сырья, очистных сооружений.      
Правила определяют комплекс хозяйственных, ветеринарно-санитарных и специальных ветеринарных мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья животных, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарно-санитарные требования, изложенные в Правилах, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.
18 октября 2016 года Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 162 принят технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности рыбы и рыбной продукции». 
Технический регламент "О безопасности рыбы и рыбной продукции" вступит в силу с 1 сентября 2017 года. Данный документ призван конкретизировать требования в отношении рыбной продукции, в том числе продукции аквакультуры с целью строгого контроля их обращения на потребительском рынке.
Действие технического регламента распространяется на пищевую продукцию, полученную из уловов водных биоресурсов и объектов аквакультуры. В документе прописаны обязательные требования к процессам производства рыбной продукции, ее хранения, реализации, перевозки, утилизации, а также к упаковке и маркировке. Помимо указанных характеристик и показателей в техническом регламенте прописаны основные формы, по которым будет осуществляться проверка соответствия рыбы и рыбной продукции.
Техническим регламентом устанавливаются требования к рыбной продукции, которая выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В тексте регламента описаны методы идентификации продукции и закреплены требования к безопасности на всех этапах оборота продукции. В частности, пищевая рыбная продукция, изготовленная из водных биоресурсов, выловленных только из безопасных районов добычи в соответствии с данными планового мониторинга безопасности водных биоресурсов и объектов аквакультуры, произведенных на предприятиях, благополучных в ветеринарном отношении должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза. Пищевая продукция аквакультуры не должна содержать натуральные или синтетические гормональные вещества и генетически модифицированные организмы. К обращению на территории ЕАЭС не допускается продукция, произведенная из ядовитых рыб, не соответствующая потребительским свойствам по органолептическим показателям, мороженая продукция, имеющая температуру выше 18 градусов, подвергнутая размораживанию в период хранения, содержащая опасные для здоровья человека биотоксины. Живая рыба с признаками засыпания должна быть реализована как рыба-сырец или направлена на переработку. Не допускается реализация малоактивных ракообразных, моллюсков и иглокожих, сохраняющих только отдельные признаки жизни, травмированных, загрязненных, ракообразных в состоянии линьки или с мягким панцирем. При производстве определены требования к качеству воды, нормы содержания влаги, глазури, соли, температурные и временные режимы хранения и фасовки. Отдельные, более высокие нормативы установлены для детского питания. Специальные требования предусмотрены для производства продукции на судах.
Действие технического регламента ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции» не распространяется на:
- процессы разведения, выращивания рыбы, водных млекопитающих, водных беспозвоночных, водных животных и водных растений;
- биологически активные добавки к пище, изготовленные на основе рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и водных растений;
- продукцию из земноводных и пресмыкающихся;
- непищевую рыбную продукцию и др.
Для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения в соответствии с Приказом от 19 апреля 2012 г. № 191 «О лицензировании фармацевтической деятельности» и Положением о лицензировании фармацевтической деятельности от 22.12.2011г. № 1081 необходимо подать в Управление Россельхознадзора по Калининградской области заявление, в котором указывается:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
4) лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять;
5) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил, выданного в установленном порядке;
6) реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины.
К заявлению о предоставлении прилагаются:
7) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании необходимых для осуществления фармацевтической деятельности оборудования и помещений, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях);
8) копии документов о высшем или среднем фармацевтическом либо высшем или среднем ветеринарном образовании и сертификатов специалистов;
9) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, которые в случаях, предусмотренных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 22.12.2012 № 1081, подтверждают наличие необходимого стажа работы по специальности у руководителя организации.
10) опись прилагаемых документов.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые в соответствии с ним документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Управления, способом, обеспечивающим подтверждение получения соискателем лицензии такой копии и подтверждение доставки указанного документа.
В отношении соискателя лицензии Управлением Россельхознадзора по Калининградской области проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры на основании приказа/распоряжения Управления.
Проверки в отношении соискателя лицензии осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
По результатам проведенных проверок (документарной и выездной) в отношении соискателя лицензии составляются акты проверок.
Критерием принятия решения о предоставлении лицензии является отсутствие оснований для отказа в предоставлении лицензии.
При принятии   решения о предоставлении лицензии, лицензия вручается заявителю либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа (в зависимости от способа, указанного в заявлении о предоставлении).
При принятии решения об отказе в предоставлении лицензии оригинал уведомления об отказе в предоставлении лицензии вручается заявителю либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа (в зависимости от способа, указанного в заявлении о предоставлении лицензии).
Пограничный ветеринарный надзор:
Основными причинами запрещения ввоза (выпуска) груза являются:
- несоответствие даты выработки продукции, указанной в ветеринарном сертификате, дате выработки, на маркировочной этикетке;
- несоответствие номера пломбы, указанного в ветеринарном сертификате и в коносаменте, номеру пломбы на контейнере;
- отсутствует предварительное электронное уведомление о подтверждении факта отгрузки в адрес получателя;
- ветеринарные сертификаты заполнены с нарушениями;
- несоответствие наименования предприятия производителя, указанного в ветеринарном сертификате, наименованию, указанному в списках аттестованных предприятий.
Также продолжаются попытки ввоза частными лицами на территорию региона подконтрольной продукции в ручной клади и багаже из сопредельных государств.
Вместе с тем, в настоящее время эпизоотическая обстановка в станах Евросоюза по Африканской чуме свиней носит угрожающий характер.
Так, начиная с регистрации в январе 2014 года первого случая африканской чумы свиней (АЧС) на территории восточной Европы эпизоотическая ситуация по данному заболеванию динамично усугублялась с охватом все новых и новых территорий Латвии, Литвы, Эстонии и Польши. В большинстве случаев ветеринарные службы этих стран нотифицировали очаги инфекции среди диких кабанов, поголовье которых по данным международных организаций на данной территории насчитывает несколько сотен тысяч особей. Естественно, попав в такую густо населенную популяцию животных вирус АЧС, подтверждая характеристику трансграничного и сезонного заболевания, менее чем за два года вызвал более 2,5 тыс. очагов инфекции, как среди диких кабанов, так и домашних свиней.  
В соответствии с п. 10.1 Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденном Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 317, допускается ввоз для личного пользования физическими лицами из третьих стран, без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза.
Сырую продукцию ввозить физическим лицам запрещено, независимо от вида упаковки.
Данное исключение действует при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза. В настоящее время Польша, Литва, Латвия и Эстония не являются благополучными в эпизоотическом отношении в связи с выявлением очагов африканской чумы свиней.
В связи с этим, в ручной клади и багаже граждан из указанных стран запрещено ввозить как сырые мясопродукты из свинины (мясо, субпродукты, фарш, полуфабрикаты), так и готовую продукцию из свинины (колбасу, сосиски, сардельки, рулеты, копчености, и т.п.).
Запрет не распространяется на готовую молочную продукцию и готовую продукцию из говядины, птицы и рыбы в заводской упаковке.
Следует отметить, что несмотря на то, что запрет распространяется только на продукцию содержащую свинину, все же лицам, которые ввозят на территорию региона продукцию для личного пользования, рекомендуется не ввозить колбасы, сосиски, сардельки, рулеты, копчености, тушенку и др., так как подтвердить отсутствие в данной продукции свинины может только ветеринарный сертификат, выданный ветеринарным врачом страны отправления товара.
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте
Международные договоры Российской Федерации и акты органов Евразийского экономического союза

Наименование и реквизиты акта Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*
1 Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» Все юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические и физические лица
2 Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года № 342 «О вопросах в сфере ветеринарного контроля (надзора) в Таможенном союзе» Все юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические и физические лица П. 1
3 Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 607 «О формах Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольные товары из третьих стран», с изменениями Все юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические и физические лица
4 Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)» Все юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические и физические лица
5 Решение Совета Евразийской экономической комиссии   12 октября 2012 года № 85 "О внесении изменений в Положение о Едином порядке осуществления 
ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза"
Все юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические и физические лица
6 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года № 294 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного Союза» Все юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические и физические лица
7 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2014 года № 94 «О положении о Едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)» Все юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические и физические лица
8 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2014 года № 95 «О внесении изменений в Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза» Все юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические и физические лица
9 Решение Комиссии Таможенного союза
от 09 декабря 2011 г. N 880 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
Все юридические, должностные и физические лица Ст. 6 (идентификация пищевой продукции)
Ст. 17 п. 6 (требования к процессам перевозки)
Ст.23 декларирование)
Ст. 39 (требования к маркировке)
10 Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» Все юридические, должностные и физические лица Ст. 4.1, 4.2, 4.6, 4.7, 4.8
11 Решение Совета
Евразийской экономической комиссии
от 9 октября 2013 года N 68 ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»
Все юридические, должностные и физические лица Параграф 3 ст.6, 8 (правила идентификации продукции убоя и мясной продукции)
Параграф 4 ст.9, 10, 11, 12 (правила обращения продуктов убоя и мясной продукции)
Параграф 9 ст.98-102 (требования к процессам перевозки)
Параграф 11 (требования к маркировке продукции убоя и мясной продукции)
12 Кодекс здоровья наземных животных МЭБ 2016 иностранные юридические и физические лица Ст. 5.2.2, 5.2.3, Ст. 5.4.6, 5.7.1, 5.7.2, 5.7.3, 5.7.4, 5.7.6
13 Кодекс водных животных МЭБ 2009 иностранные юридические и физические лица Ст. 5.2.1, 5.2.2
14 Меморандум между ЕС и РФ по ветеринарным сертификатам на животных и животноводческую продукцию, предназначенных для экспорта из ЕС в РФ иностранные юридические и    физические лица П. 3
15 Распоряжение ЕС № 854/2004 Европейского парламента и совета от 29.04.2004 Все юридические, должностные и физические лица Приложение VI требования к сертификатам сопровождающим рыбу, рыбопродукцию и морепродукты в страны ЕС.
16 Регламент ЕС № 1069/2009 Европейского парламента и совета от 21.10.2009 Все юридические, должностные и физические лица Глава 8 санитарно-гигиенический сертификат на не пищевую продукцию, отправляемая в страны ЕС.
17 Исполнительный Регламент ЕС № 577/2013 от 28.06.2013 Все юридические, должностные и физические лица Часть I Приложения IV модель ветеринарного сертификата для перемещения в страны ЕС собак, кошек и хорьков для некоммерческих целей
18 Решение комиссии ЕС № 2007/777/ЕС Все юридические, должностные и физические лица Приложение III, IV ветеринарный сертификат для мясных продуктов, предназначенных для ввоза/ транзит в/через ЕС из третьих стран
19 Регламент ЕС № 605/2010 02.07.2010 Все юридические, должностные и физические лица Часть 3 сертификат на молоко и молочные продукты для ввоза/ транзита в/через ЕС из третьих стран
20 Имплементирующий Регламент комиссии ЕС № 1160/2012 от 07.12.2012 Все юридические, должностные и физические лица Приложение – ветеринарный сертификат для КРС, предназначенного для транзита из Калининградской области в другие регионы РФ через территорию Литвы
21 Решение от 05.11.2003 г. Киев «О Единых правилах государственного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов» Все юридические, должностные и физические лица


Земельный надзор:
Содержание охраны земель предусмотрена ст. 13 Земельного кодекса РФ:
1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
В целях исполнения обязательных требований в части воспроизводства плодородия земель необходимо проводить мероприятия в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Часто встречающимся объяснением невыполнения мероприятий по воспроизводству плодородия земель является ссылка на то, что в данном случае никакого вреда земле не наносится и даже более того она отдыхает.
Такие действия не обоснованы и неправомерны, так как земли сельскохозяйственного назначения - это не только объект окружающей среды, но и средство производства. В этом качестве основной ее показатель – плодородие. При этом земля должна использоваться способами, обеспечивающими сохранение и воспроизводство плодородия. То есть необходимо проводить агротехнические, агрохимические, фитосанитарные, мелиоративные мероприятия, но с учетом предварительных обследований, заключений и проектов для мелиоративных работ. При этом необходимо иметь результаты агрохимического обследования земель.
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
Во исполнение указанных требований нужно проводить мероприятия, предотвращающие ухудшение качества земель в том числе мелиоративные, периодические обследования земель, контроль остаточных количеств пестицидов, а также очистку земель от отходов производства и потребления.
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Сорные растения оказывают негативное влияние на плодородие почв. В соответствии с Методическими указаниями по проведению мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, М., 2003, сорняки интенсивно отчуждают питательные элементы из почвы, на засоренных посевах t °С почвы снижает не менее чем на 2-4 °С, что отрицательно влияет на активность почвенных микроорганизмов, процесс минерализации органических веществ в почве, также происходит невыполнение мероприятий по сохранению плодородия земель, и невыполнение мер пожарной безопасности, так как заросшие земельные участки создают угрозу пожаров. Поэтому необходимо проводить вспашку, обработку, уборку урожая, сенокошение, выпас скота. Также рекомендуется создавать минерализованные полосы.
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Если возникла необходимость в проведении земляных работ необходимо получить разрешение на проведение работ, связанных со снятием плодородного слоя, который включает в себя и проект рекультивации нарушенных земель
Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков предусмотрена ст. 42 Земельного кодекса РФ:
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
1. использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
Использование сельскохозяйственных угодий должно быть строго в соответствии с их видом, то есть пашня только для выращивания сельскохозяйственных культур, сенокосы для сенокошения и пастбища для выпаса скота. Изменение вида разрешенного использования для них не допускается, так как в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса РФ это наиболее ценные земли, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Изменить вид разрешенного использования сельскохозяйственных угодий можно только после перевода в другую категорию.
В документах на землю практически нигде не указывается вид угодий. Установить это можно только по результатам землеустройства. Ведение фонда данных государственного землеустройства осуществляет Росреестр.
Можно обратиться в Управление Росреестра по Калининградской области. Для получения сведений о виде угодий, либо в ФГБУ «Центр агрохимической службы «Калининградский».
Установленное неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение года   влечет повышение ставки земельного налога с 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости участка.
Земельный участок может изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течении трех лет и более в подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Проблемой является отсутствие сведений о виде угодий во всех документах на земельный участок. В кадастровой выписке обычно пишут «для сельскохозяйственного производства» без дальнейшей конкретизации в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования. Поэтому вид угодий приходится устанавливать по материалам землеустройства.
2. соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
В целях выполнения указанных требований необходимо проводить контроль за химическими веществами в почве, состоянием и динамикой агрохимических показателей, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2011г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Следовательно, необходимо проводить периодическое обследование земель и иметь результаты агрохимического обследования или паспорт поля. Данное требования вызывает много вопросов, так как в законодательстве не прописана обязанность иметь данные документы. Но их необходимость вытекает из указанного постановления Правительства, а также из требований СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов хранения применения и утилизации пестицидов и агрохимикатов». В случае не проведения обследований земель невозможно контролировать и выполнять мероприятия по сохранению плодородия почв.
Агрохимическое обследование полей проводят учреждения подведомственные Минсельхозу России, осуществляющие деятельность в каждом субъекте Российской Федерации.
Разъяснения о новых требованиях нормативных правовых актов.
С 2017 года Россельхознадзор осуществляет полномочия по надзору за выполнением требований, предусмотренных ч. 1 статьи 8.7 в части проведения мероприятий по рекультивации нарушенных земель.
Любое снятие и перемещение плодородного слоя при проведении работ на земельном участке приводит к ее нарушению и   наносит ущерб почве.
В целях недопущения нарушений, составляющих состав данной статьи необходимо все земляные работы, связанные с нарушением почвенного покрова проводить после получения разрешений и наличия проекта рекультивации. Предусмотренные проектом рекультивации мероприятия, должны выполняться в соответствии с проектом и в установленные сроки.
После завершения рекультивации земельный участок должен быть пригодным для использования по целевому назначению.

Карантин растений:

Основной задачей карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации является охрана территории Российской Федерации и таможенного союза от проникновения и распространения опасных карантинных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, своевременное выявление их очагов, а также контроль за выполнением международных соглашений по карантину растений, и требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений.
Ответственность за нарушение законодательства в сфере карантина растений при ввозе подкарантинной продукции предусмотрена ст.10.2 КоАП РФ
Наиболее частые нарушения законодательства в сфере карантина растений, допускаемые участниками внешнеэкономической деятельности при ввозе подкарантинной продукции:
- отсутствие фитосанитарных сертификатов, предоставление недействительных фитосанитарных сертификатов и др.;
- нарушение правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, утвержденных Приказа Минсельхоза РФ от 29.12.2010 № 456;
- нарушение действующих ограничений ввоза подкарантинной продукции;
- зараженность груза карантинными объектами.
На территорию Калининградской области ввозится самая различная продукция: зерно и зернопродукция, семенной и посадочный материал, свежие плоды, овощи, прочие продовольственные грузы, лесопродукция и др.
Большинство случаев обнаружения карантинных объектов - семена карантинных сорных растений в зерновой продукции; вредители растений - при досмотре цветочной и плодоовощной продукции, лесопродукции. При досмотре цветочной продукции обнаружены так же возбудители болезней растений.
Во всех случаях обнаружения карантинных объектов в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями РФ проведены фитосанитарные мероприятия: возврат, уничтожение, обеззараживание или промышленная переработка на предприятиях, имеющих технологии лишения семян жизнеспособности.         
Благодаря преимуществу географического положения Калининградской области контроль грузов таможенного союза проводится непосредственно в пунктах пропуска, при этом совместно с таможенными органами выявлены неоднократные попытки ввоза санкционной продукции. Так из Московской и Ростовской областей санкционная продукция поступала под видом плодоовощной продукции российского происхождения, происхождения стран, не попавших под действие санкций, или неподкарантинных грузов - консервации, кондитерской продукции, стиральных порошков, соков, стройматериалов, пустых автомашин. Пресечено более десятка попыток ввоза плодоовощной продукции происхождения стран ЕС под видом так называемых «товаров прикрытия».
Разъяснения о новых требованиях нормативных правовых актов.
Информируем, что с 1 июля 2017 года вступают в силу:
Единый перечень карантинных объектов Евразийского Экономического союза;
Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского Экономического союза.
Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Отдельно отражены специальные карантинные фитосанитарные требования к следующей подкарантинной продукции:
- семенному и посадочному материалу растений;
- овощам и картофелю;
- зерну, семенам зернобобовых и масличных культур и продуктам их переработки;
- плодам и ягодам;
- срезанным цветам и бутонам, пригодным для составления букетов или для декоративных целей;
- лесоматериалам;
- к древесным упаковочным материалам и крепежной древесине.
Отдельные разделы посвящены требованиям:
- к предприятиям, осуществляющим переработку зерна и продуктов его переработки по технологиям, обеспечивающим лишение семян и плодов карантинных сорных растений жизнеспособности;
- к предприятиям, осуществляющим обеззараживание и маркировку древесного упаковочного материала.
Так же вступают в силу единые правила и нормы проведения карантинных фитосанитарных обследований, обеззараживания подкарантинной продукции и подкарантинных объектов, фитосанитарной сертификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2017 № 103 «О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Россельхознадзор с 09.02.2017 наделен полномочиями по контролю за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и мониторингу воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду – в пределах своей компетенции.
- не извещением Управления о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов. Обязанность о немедленном извещении таковой продукции, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в области карантина растений указана в п. 1.2 ст. 32 ФЗ РФ № 206-ФЗ.
- прибытие подкарантинной продукции, из других субъектов Российской Федерации без сопровождения карантинным сертификатом. В ст. 21 ФЗ РФ № 206-ФЗ, указаны случаи, в которых необходимо получение карантинного сертификата и порядок его получения.
- не извещением Управления об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами. Данная обязанность указана в п.1.8 ст.32 ФЗ РФ №206-ФЗ. С 25.03.2017г. вступил в силу приказ Минсельхоза России от 09.01.2017 № 1 «Об утверждении порядка немедленного извещения, в том числе в электронной форме, Федеральной службы по ветеринарному надзору об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами». Настоящий Порядок устанавливает правила извещения, в том числе в электронной форме, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку, и реализацию подкарантинной продукции об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами, сроки извещения, а так же рекомендуемую форму извещения.
Требования к производству семян
В соответствии с требованиями Федерального закона от 17.12.1997 № 149 –ФЗ «О семеноводстве», ГОСТ Р 52325-2005 «Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия», необходимо обеспечить:
1. Наличие записи в учредительных документах юридических лиц осуществляющих производство семян (ст.19 ФЗ-№ 149);
2. Наличие документов о сортовых и посевных качествах семян используемых для производства семян сельскохозяйственных культур (ст.17 ФЗ-№ 149);
3. Использование семян, сорта которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений (пп.4.1.1 п.4 ГОСТ Р 52325-2005);
4. Отсутствие в используемых для воспроизводства семян карантинных растений, заражения карантинными болезнями и вредителями растений (ст.17 ФЗ-№ 149).
Требования к хранению и использованию семян
В соответствии с требованиями Федерального закона от 17.12.1997 № 149–ФЗ «О семеноводстве», ГОСТ Р 52325-2005 «Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия», необходимо обеспечить:
1. Хранение подготовленных к посеву партий семян в обеззараженных от амбарных вредителей семенохранилищах, в условиях, предотвращающих их увлажнение, порчу, засорение (пп.6,2 п. 6 ГОСТ Р 52325-2005);
2. Размещение в хранилищах партий семян раздельно по культурам, сортам. Хранение протравленных семян в изолированном помещении с соблюдением установленных санитарных правил (пп.6,3 п. 6 ГОСТ Р 52325-2005);
3. Использование для посева (посадки) семян сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства (ст.21 ФЗ-№ 149);
4. Использование семян, сорта которых являются объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью) (ст.21 ФЗ-№ 149);
5. Использование на посев семян растений, генетическая программа которых не изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, за исключением посева таких семян при проведении экспертиз и научно исследовательских работ (ст.21 ФЗ-№ 149).
Требования к сортовым и посевным качествам семян
В соответствии с требованиями Федерального закона от 17.12.1997 № 149 –ФЗ «О семеноводстве», ГОСТ Р 52325-2005 «Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия», ГОСТ 12036-85 «Семена сельскохозяйственных культур. Правила и методы отбора проб», необходимо обеспечить:
1. Проверку семян предназначенные для посева (посадки) на сортовые и посевные качества (ст.25 ФЗ-№ 149).
2. Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных культур одним из установленных методов:
— обязательная апробация посевов, семена которых предназначена для реализации;
— регистрация посевов сельскохозяйственных культур, семена которых
предназначены для собственных нужд (ст.26 ФЗ-№ 149).
3. Для определение посевных качеств семян:
— наличие аккредитованного отборщика проб;  
— оформление отбора проб от партий семян, актом установленной формы (п.2.7.1 ГОСТ 12036-85).
Требования к обороту партий семян
В соответствии с требованиями Федерального закона от 17.12.1997 149 ФЗ «О семеноводстве», необходимо обеспечить:
1. Допуск к реализации семян сельскохозяйственных культур, сорта которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию;
2. Допуск к реализации семян сельскохозяйственных культур, сорта которых исключены из Государственного реестра селекционных достижений в течении последующих двух лет. (ст.30 ФЗ-№ 149)
Требования при реализации пакетированных семян
В соответствии с требованиями Федерального закона от 17.12.1997 149 ФЗ «О семеноводстве», Приказа Минсельхоза России от 12 декабря 2017 года 622 "Об утверждении порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений", необходимо обеспечить:
1. Наличие действующих документов, подтверждающих сортовые и посевные качества реализуемых семян (сертификаты соответствия, свидетельства на семена);
2. Реализацию включенных сортов реализуемых семян в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию;
3. Маркировку пакетиков семян в соответствии с требованиями нормативных документов.
Пакетики с семенами, предназначенные для розничной торговли, должны содержать следующую официальную информацию:
- наименование, адрес, телефон организации производителя
- название культуры, сорта в соответствии с реестром;
- обозначение стандарта на сортовые и посевные качества;
— номер партии;
— масса в граммах или количество штук семян в пакетике;
— срок реализации со дня упаковки (для семян, упакованных в одинарные пакетики 1 год, в двойные пакетики с применением воздухонепроницаемых материалов 2 года).
Реализуемые саженцы должны иметь ярлыки, содержащую следующую информацию:
— наименование культуры;
— название сорта;
- категория;
— номер партии и номер документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества;
— обозначение стандарта.

В сфере контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

Требование к складам для хранения зерна
В соответствии с требованиями ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», инструкции 9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы должно быть обеспечено:
1. Надлежащее техническое и санитарное состояние складских помещений;
2. Надлежащее санитарное состояние прилегающей территории;
3. Необходимое количество складов соответствующей ёмкости;
4. Наличие зерносушильного и зерноочистительного оборудования;
5. Проведение обеззараживания складских помещений и оборудования;
6. Проверка заражённости вредителями хлебных запасов в складских помещениях:
7. Необходимое количество штабельных ярлыков;
8. Наличие достоверных сведений об объёмах зерна

Требования к приему, формированию и размещению зерна
В соответствии с требованиями ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», ГОСТ 13586.3-2015 «Зерно. Правила приёмки и методы отбора проб» необходимо обеспечить:
1. Наличие договора на поставку, куплю-продажу зерна;
2. Наличие обученного специалиста по отбору проб зерна;
3. Наличие достоверной информации о применяемых при возделывании и хранении зерна пестицидах, дате последней обработки;
4. Размещение зерна на предприятии с учётом качественных характеристик;
5. Реестр товарно-транспортных накладных;
6. Наличие деклараций о соответствии зерна и прилагаемые к ним протоколы испытаний.

Требования к оформлению сопроводительных документов при выпуске зерна в оборот

В соответствии с требованиями ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» необходимо обеспечить:

1. Маркировку единым знаком обращения на территории Таможенного Союза (маркировочный ярлык или товарно-транспортные накладные);
2. Идентификацию зерна в товарно-транспортных накладных (вид зерна, его назначение, год урожая);
3. Внесение информации о декларациях о соответствии зерна в товарно-транспортные накладные.

Контроль за качественной сохранностью зерна при хранении

В соответствии с требованиями ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», инструкции 9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы необходимо вести систематические наблюдения за хранящимся зерном и вести журнал наблюдений за хранящимся зерном (форма ЗПП-66).

В сфере карантина растений

Требования при вывозе подкарантинной продукции (подкарантинного материала, груза) из карантинных фитосанитарных зон.

В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ   «О карантине растений», Приказа Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата», Приказа Минсельхоза России от 03.05.2018 N 188 «Об утверждении перечня подкарантинной продукции, на которую выдается карантинный сертификат» необходимо:
1. В случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 21 ФЗ от 21.07.2014 N 206-ФЗ, Приказ МСХ от 03.05.2018 N 188).
2. Карантинный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при ее вывозе из карантинных фитосанитарных зон, установленных в связи с выявлением карантинного объекта, заражение и (или) засорение которым характерно для вывозимой подкарантинной продукции (п. 4 Приказа МСХ от 13.07.2016 N 293).
3. Граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования (ст. 32 ФЗ от 21.07.2014 N 206-ФЗ).
Требования в сфере карантина растений при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации подкарантинной продукции.
В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ   «О карантине растений», Приказа Минсельхоза России от 13.02.2008 г. N 43 «Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина», Приказа Минсельхоза России от 09.01.2017 N 1 «Об утверждении порядка немедленного извещения, в том числе в электронной форме, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами», Приказа Минсельхоза России от 10.08.2017 N 390 «Об утверждении порядка немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме»:
1. Процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований (ст. 15 ФЗ от 21.07.2014    N 206-ФЗ).
2. Выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, ее хранение, перевозка, реализация, использование в качестве семян (семенного материала) или посадочного материала не допускаются. Хранение, перевозка такой подкарантинной продукции допускаются только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, и должны осуществляться изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов (ст. 15 ФЗ от 21.07.2014 N 206-ФЗ).
3. Собственник подкарантинной продукции, лицо, осуществляющее хранение подкарантинной продукции, ее перевозку, переработку или реализацию, в случае обнаружения признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами обязаны незамедлительно уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений. Хранение, перевозка такой подкарантинной продукции должны осуществляться изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов (ст. 15, 32 ФЗ от 21.07.2014 N 206-ФЗ, Приказа МСХ от 09.01.2017 N 1).
4. При установлении карантинного фитосанитарного режима вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) и иные запреты и ограничения (приказ МСХ РФ от 13.02.2008 г. N 43).
5. Заявитель либо его уполномоченный представитель обязаны извещать немедленно о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на территории деятельности которого осуществлена доставка (ст. 32 ФЗ от 21.07.2014 N 206-ФЗ, Приказа МСХ от 10.08.2017 N 390).

Общее:

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля находятся под защитой Федерального закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Подконтрольные лица при контрольно-надзорных мероприятиях должны:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать необходимые объяснения;
- проверить полномочия должностного лица, проводящего проверку (у представителя контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с видом проверки и правильно подготовить необходимые материалы к проверке. В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки. Можно проверить, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение)
- получить от проверяющего лица информацию, которая относится к предмету проверки и своевременно передать запрашиваемую;
- отвечать на вопросы проверяющего лица строго в рамках трудовой функции;
Каждый работник организации может отвечать только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях.
- ознакомиться с результатами проверки и указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними;
Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа – акта проверки. Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе. Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.
- в случае несогласия с результатами проверки можно обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа в административном и (или) судебном порядке;
Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела. Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в Едином реестре плановых проверок.
Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок. Например, в рамках выездной плановой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2017 году, то проверка может охватывать только периоды с 2014 по 2017 годы.
Кроме того, предприниматель вправе не представлять документы (информации), включая разрешительные документы (лицензии, свидетельства, разрешения), имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления, и которые могут быть получены органами государственного и муниципального контроля в рамках межведомственного взаимодействия, а также представления информации, которая была получена органами контроля ранее при проведении проверок. (ИНН, ОГРН, выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП)